Real Glass - Производство витражей Real Glass - Производство витражей
Real Glass - Производство витражей Real Glass - Производство витражей

Обратный звонок


Real Glass - Производство витражей

История

Витражами  называют  прозрачные  картины,  рисунки,  узоры,  выполняемые  из  стекла  или  на  стекле.  Они  обычно  устанавливаются  в  световых  проемах - окнах,  дверях,  фонарях.  В  наше  время,  в  связи  с  усовершенствованием   художественной   обработки  стекла,  расширено  и  понятие витраж.  Витражами  называют  любое  декоративное  стеклянное  заполнение  оконных  и  дверных  проемов,  фонарей,  плафонов,  сводов,  куполов,  сплошных  плоскостей  стен  и  даже  специальных  украшений  художественных  изделий.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного убранства зданий.

Многие истории витражей начинаются с рассказа римского географа Плиния Старшего о случайном открытии стекла финикийскими матросами. Легенда гласит, что потерпевшие кораблекрушение моряки на берегу установили свои котелки для приготовления пиши на куски селитры из их грузов и после разожгли костер под ними. К утру огонь расплавил смесь песка и селитры, полученная масса остыла и превратилась в стекло. Сегодня, однако, считается, что рассказ Плиния был не очень научно надежным.

Более вероятно, что египетские или месопотамских гончары случайно обнаружили стекло при обжиге своей посуды. Самое раннее известное искусственное стекло существует в форме египетских бусинок изготовленных между 2750 и 2625 гг. до н.э. Ремесленники сделали эти бусинки, наматывая тонкую нить расплавленного стекла вокруг сменного глиняного основания. Это стекло непрозрачно и очень драгоценно.

Ожерелье из стекла и кремнезёма с подвесками в форме фигуры и головы. Средиземноморье, VI-II вв до н.э. (Музей дель Кау Ферра, Ситжес, Испания)

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия н.э. Интерес людей к светоцветовому эффекту и столь яркой символике стекол уже на самых ранних этапах обусловил включенность витража не только в обиход материальной культуры. Выйдя за ее пределы, он вскоре стал знаковым носителем определенных духовных ценностей.

Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни, как элемент оформления интерьера соборов. По их представлению, витраж призван уберечь человека от искушения, разноцветное окно получило двойственное назначение: с одной стороны, это - «вход» в неземное царство Истины, Света и Духа. С другой - преграда, которая и защищает человека от Божественного ослепительного сияния, и не позволяет нарушить дистанцию между земным и небесным.

В отличие от Западной Европы витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России, как единодушно утверждают авторы серьезных исследований, достигло расцвета. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража, история которого насчитывала к тому времени лишь около сотни лет.

С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. «Мода на разноцветные окна, отмечают исследователи, пришла в Россию из Западной Европы вместе с комплексом романтических идей и представлений».

Таким образом, витражи постепенно проникли в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытеснила светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

За короткий период с 1820 по 1910 гг. техника витража заметно эволюционировала, изменялась также иконография, размещение витражей в жилом пространстве. Изменения коснулись и терминологии. Если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли в России «транспарантной (прозрачной) живописью», то в конце XIX в. - «узорным стеклом», а с 1900-х гг. - так же, как и ныне - термином «витраж».

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства